Формирование интеллектуальной культуры студентов вуза – будущих учителей посредством проектно-исследовательской деятельности
Formation of the intellectual culture of university students – future teachers through research activity
Аннотация
Динамические перемены современного общества требуют от высшего образования перехода на интеллектуальный тип профессионально педагогического образования, подготовки будущего педагога, основанного на формировании педагогических знаний, развитии мыслительных операций, интеллектуальных умений, обеспечивающих сформированность интеллектуальной культуры. Совершенствование подготовки будущего педагога мы связываем с организацией процесса формирования интеллектуальной культуры как интегративного личностного качества, позволяющего осуществлять анализ педагогических фактов и явлений, осмысливать процессы обучения и воспитания учащихся на основе мыслительных операций, востребованных для дальнейшего профессионально-педагогического самосовершенствования.
Ключевой задачей в данном аспекте является определение таких дидактических ресурсов, средств, которые способствуют формированию интеллектуальной культуры студентов вуза – будущих педагогов.
Для решения обозначенной задачи необходимо исключение имеющихся противоречий:
- между возрастающими требованиями общества к уровню сформированности интеллектуальной культуры студентов и недостаточной теоретической и практической представленностью исследователями существующей проблемы формирования интеллектуальной культуры студентов вуза – будущих педагогов;
- между настоятельной необходимостью формирования интеллектуальной культуры студентов вуза – будущих педагогов и теоретико-практической разработанностью содержания и структуры этого процесса;
- между значительными возможностями проектно-исследовательской деятельности дидактического комплекса тренировочных разноуровневых педагогических заданий в формировании интеллектуальной культуры студентов – будущих педагогов и отсутствием дидактико-методического обеспечения ее реализации в образовательном процессе педагогического вуза.
The dynamic changes in modern society require higher education to switch to an intellectual type of professional pedagogical education, training future teachers based on the formation of pedagogical knowledge, the development of mental operations, intellectual skills that ensure the formation of intellectual culture. We associate the improvement of the future teacher’s training with the organization of the process of forming intellectual culture as an integrative personal quality that allows analyzing pedagogical facts and phenomena, comprehending the processes of teaching and educating students based on mental operations that are in demand for further professional and pedagogical self-improvement. The key task in this aspect is to identify ways and means, didactic resources focused on the formation of the intellectual culture of university students – future teachers.
Solving this problem requires resolving the contradictions:
- between the increasing demands from society on the level of formation of students' intellectual culture and the insufficient theoretical and practical elaboration of the problem of forming the intellectual culture of university students – future teachers;
- between the need to form the intellectual culture of university students – future teachers and the lack of elaboration of the content and structure of this process;
- between the significant possibilities of design and research activities of the didactic complex of training multi-level pedagogical tasks in the formation of the intellectual culture of students – future teachers and the lack of didactic and methodological support for its implementation in the educational process of a pedagogical university.