Содержательное наполнение компонентов культуры оценочной деятельности педагогов

Components of teachers’ evaluative activity culture

  • Людмила Павловна Качалова ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск
Ключевые слова: культура, культура оценочной деятельности, содержание, структура культуры оценочной деятельности, компоненты культуры оценочной деятельности

Аннотация

Проблема культуры оценочной деятельности педагога сопряжена с решением задач, связанных с оцениванием достижений учащихся в учебной деятельности, оцениванием изменений показателей в личностных достижениях учащихся, сформированности умений, навыков, универсальных учебных действий, уровня функциональной грамотности. В решении этой проблемы важное значение отводится педагогу, который обладает способностью осуществлять процесс самореализации учащихся, осуществлять всестороннюю оценку не только учащихся, но и эффективность собственной профессионально-педагогической деятельности.

Культура оценочной деятельности педагога представлена в исследованиях как процесс взаимодействия с учеником, направленность которого четко направлена на формирование у субъектов образовательного процесса оценочных суждений о предметных, метапрдметных и личностных результатах обучающегося (Е.Г. Матвиевская). Данное интегративное качество формируется на пересечении ценностных ориентиров и профессиональных умений. В этой связи важным уточнением становится структура культуры оценочной деятельности, которая обеспечивает соответствие требованиям действующих ФГОС общего образования и позволяет говорить о методологической целостности оценочной деятельности.

В статье на основе анализа научных изысканий осуществляется определение компонентов, представляющих целостную структуру культуры оценочной деятельности педагога и раскрывающих полный цикл культуры оценочной деятельности педагогов.

The problem of the culture of teachers’ evaluative activity is associated with solving problems related to evaluating students’ achievements in educational activities, evaluating changes in students’ personal achievements, the formation of skills, universal educational actions and the level of functional literacy. In solving this problem, an important role is played by the teacher who has the ability to carry out the process of students’ self-realization and to provide a comprehensive assessment of not only students but also the effectiveness of their own professional and pedagogical activities.

The culture of a teacher’s evaluative activity is presented in research as a process of interaction with a student which is clearly aimed at forming evaluative judgments about the subject, metasubject and student’s personal results among the subjects of the educational process (E.G. Matvievskaya). This integrative quality is formed at the intersection of value orientations and professional skills. In this regard, it is important to clarify the structure of the culture of evaluation activities which ensures compliance with the requirements of the current Federal State Educational Standards for General Education and allows us to talk about the methodological integrity of evaluation activities.

The article identifies the components that represent the holistic structure of a teacher’s evaluative activity culture and reveal the full cycle of a teacher's evaluative activity culture.

Биография автора

Людмила Павловна Качалова, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск

доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики

Опубликован
2025-10-07
Раздел
5.8.2. Теория и методика обучения и воспитания

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)