Педагогические условия формирования профессиональной ответственности у будущих учителей

Pedagogical conditions for the formation of professional responsibility among future teachers

  • Любовь Геннадьевна Светоносова ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск
Ключевые слова: понимание, профессиональная ответственность, функции, будущие учителя, педагогические условия

Аннотация

В статье раскрывается проблема формирования профессиональной ответственности у будущих учителей. Автором предлагается авторское определение понятия «профессиональная ответственность учителя», под которым подразумевается осознание социальной значимости своей профессиональной деятельности, следование в ней нравственным и правовым нормам, ценностное отношение к ней и субъектам образовательного процесса, прогнозирование последствий собственного решения профессиональных задач, описываются ее функции: ценностно-ориентирующая, мобилизующая и контролирующая. В статье представлены результаты анкетирования будущих учителей о понимании ими профессиональной ответственности учителя, а также описываются педагогические условия формирования профессиональной ответственности у будущих учителей: организация педагогических интенсивов по проблеме профессиональной ответственности будущих учителей, решение студентами кейсов из практики обучения и воспитания обучающихся, актуализирующих проблему профессиональной ответственности учителя.

The article reveals the problem of the formation of professional responsibility among future teachers. The author suggests the author’s definition of the concept of “professional responsibility of a teacher”, which means awareness of the social significance of one's professional activity, following moral and legal norms in it, value-based attitude towards it and the subjects of the educational process, forecasting the consequences of one’s own solution of professional tasks, and describes its functions: value-oriented, mobilizing and controlling. The article presents the results of a survey of future teachers about their understanding of the professional responsibility of teachers, as well as describes the pedagogical conditions for the formation of professional responsibility among future teachers: the organization of pedagogical intensive courses on the problem of professional responsibility of future teachers, students solving cases from the practice of teaching and educating students, actualizing the problem of professionalization.

Биография автора

Любовь Геннадьевна Светоносова, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики

Опубликован
2025-10-07
Раздел
5.8.2. Теория и методика обучения и воспитания

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)