Функциональная грамотность педагога как фактор повышения познавательной активности обучающихся

Teacher's Functional Literacy as a Factor in Increasing Students’ Cognitive Activity

  • Элиетта Павловна Бурнашева ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск
  • Галина Сергеевна Контарович Средняя общеобразовательная школа № 4, г. Шадринск
Ключевые слова: функциональная грамотность, компетентностный подход, повышение квалификации, познавательная активность, интегрированные задания

Аннотация

Статья актуализирует значение функциональной грамотности учителя общеобразовательной школы для решения задачи практикоориентированной подготовки обучающихся к использованию знаниевой составляющей в условиях реального социума. Функциональная грамотность является эффективным средством реализации образовательной программы, так как способствует развитию аналитического и критического мышления у школьников. Рассматриваются принципы и методы разработки интерактивных интегрированных заданий, способных повышать познавательную активность школьников. Приводится опыт экспериментального исследования, реализованного педагогами средней общеобразовательной школы № 4 города Шадринска в рамках регионального инновационного проекта «Формирование функциональной грамотности обучающихся как условие повышения качества образования». Описаны примеры эффективных педагогических практик, которые использовались в процессе формирования функциональной грамотности. На основе измерения и оценки уровня функциональной грамотности учителей представлена авторская корпоративная программа повышения квалификации «Формирование функциональной грамотности педагогов общеобразовательной организации».

The article highlights the importance of functional literacy for teachers of general education schools in order to address the challenge of preparing students for practical use of knowledge in real-life situations. Functional literacy is an effective means of implementing an educational program, as it promotes the development of analytical and critical thinking in students. The article discusses the principles and methods of developing interactive integrated tasks that can enhance students' cognitive activity. The article presents the results of an experimental study conducted by teachers at Secondary School No. 4 in Shadrinsk as part of the regional innovation project “Developing Functional Literacy as a Condition for Improving the Quality of Education.” The article provides examples of effective teaching practices that were used in the process of developing functional literacy. Based on the measurement and evaluation of teachers' functional literacy levels, the author’s corporate advanced training program “Developing the Functional Literacy of Teachers in General Education Organizations” is presented.

Биографии авторов

Элиетта Павловна Бурнашева, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск

кандидат педагогических наук, профессор кафедры профессионально-технологического обучения

Галина Сергеевна Контарович, Средняя общеобразовательная школа № 4, г. Шадринск

магистр педагогического образования, методист

Опубликован
2025-10-07
Раздел
5.8.7. Методология и технология профессионального образования

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)