Формирование у обучающихся колледжа компетенций социо-экологического технологического проектирования средствами праксиологического подхода

Formation of socio-ecological technological design competencies in college students by means of a praxeological approach

  • Наталья Павловна Несговорова ФГБОУ ВО «Курганский государственный университет», г. Курган
  • Лидия Геннадьевна Бурлева ГБПОУ «Курганский государственный колледж», г. Курган
  • Василий Григорьевич Савельев ФГБОУ ВО «Курганский государственный университет», г. Курган
Ключевые слова: праксиологический подход, колледж, педагогическая технология, социо-эколого-ориентированное технологическое проектирование

Аннотация

Статья посвящена поиску путей разработки педагогической технологии подготовки выпускников технических специальностей системы средне профессионального образования (СПО) к социо-эколого-ориентированному выполнению профессиональной деятельности. Такая деятельность требует от выполняющего свои профессиональные функции человека не только учитывать социальный аспект данной деятельности, а и ориентироваться на задачу сохранения окружающей среды.

Для реализации стоящей перед педагогами задачи следует опираться на праксиологический подход в организации обучения студентов СПО и обучении их проектированию собственной деятельности. В этой области наработан определенный опыт, однако имеются и широкие возможности развития технологии.

Разработанная технология внедрена в подготовку студентов специальности 08.02.08 «Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения». Она является успешной в формировании компетенций социо-экологического технологического проектирования, что выявлено в процессе опытно-экспериментальной работы, организованной на базе Курганского государственного колледжа.

The article is devoted to the search for ways to develop a pedagogical technology for training graduates of technical specialties of the secondary vocational education system for socio-ecologically-oriented professional activities. Such activities require a person engaging in their professional functions not only to take into account the social aspect of this activity but also to focus on the task of preserving the environment.

It is necessary to rely on the praxeological approach in organizing the training of secondary vocational education students and teaching them to design their own activities. Certain experience has been accumulated in this area but there are also wide opportunities for the development of technology.

The developed technology has been implemented in the training of students majoring in 08.02.08 “Installation and operation of gas supply equipment and systems”. It is quite successful in developing the competencies of socio-ecological technological design which was revealed in the process of experimental work organized at Kurgan State College.

Биографии авторов

Наталья Павловна Несговорова, ФГБОУ ВО «Курганский государственный университет», г. Курган

доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой «География, фундаментальная экология и природопользование»

Лидия Геннадьевна Бурлева, ГБПОУ «Курганский государственный колледж», г. Курган

преподаватель специальных дисциплин

Василий Григорьевич Савельев, ФГБОУ ВО «Курганский государственный университет», г. Курган

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры «География, фундаментальная экология и природопользование»

Опубликован
2025-10-07
Раздел
5.8.2. Теория и методика обучения и воспитания