Организация внеурочной работы с обучающимися 5-8 классов по биологии как средство повышения интереса к исследовательской деятельности

Organization of extracurricular activities of 5-8 grades students in biology as a means of increasing interest to research activities

  • Надежда Борисовна Булдакова ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск
  • Светлана Ивановна Коурова ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск
Ключевые слова: школьная биология, основное общее образование, исследовательская деятельность, исследовательская компетенция, внеурочная работа по биологии

Аннотация

В данной статье рассматривается актуальная проблема повышения интереса обучающихся 5-8 классов к исследовательской деятельности по биологии. Авторы обосновывают актуальность проблемы, дают характеристику понятий «исследовательская деятельность», «исследовательская компетенция», «внеурочная работа». На основе анализа Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования выделяют требования к организации внеурочной деятельности для обучающихся среднего звена, обосновывая возможности внеурочных мероприятий в организации образовательного процесса по биологии для школьников на базе университета. Авторами обобщен опыт проведения практикумов, мастер-классов, научно-популярных лекций по биологии в процессе которых для обучающихся были созданы условия повышения интереса к биологии и совершенствованию базовых исследовательских умений. Результаты проведенного опроса школьников на предмет оценки ими владения исследовательскими умениями в 5 и 8 классе подтвердили предположение о необходимости организации внеурочной работы по биологии на базе педагогического университета как средства повышения интереса к организации исследовательской деятельности. Важное значение в этом процессе отведено применению современного лабораторного оборудования, которым располагает университет, интерактивным методам и формам организации деятельности обучающихся.

The article discusses the urgent problem of increasing the interest of 5-8 grades students in biology research activities. The authors substantiate the relevance of the problem, characterize the concepts “research activity”, “research competence”, “extracurricular activities”. The requirements for the organization of extracurricular activities for middle-level students are identified due to the Federal State Educational Standard of Basic General Education, justifying the possibilities of extracurricular activities in the organization of the educational process in biology for schoolchildren at the university. The authors summarize the experience of conducting workshops, master classes, and popular science lectures on biology during which the conditions were created for students to increase interest in biology and improve basic research skills. The results of a survey of schoolchildren to assess their research skills in 5-8 grades confirmed the assumption that extracurricular activities in biology should be organized at a pedagogical university as a means of increasing interest in organizing research activities. An important role in this process is given to the use of modern laboratory equipment at the university, interactive methods and forms of organizing students’ activities.

Биографии авторов

Надежда Борисовна Булдакова, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск

кандидат географических наук, доцент кафедры биологии и географии с методикой преподавания

Светлана Ивановна Коурова, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск

кандидат педагогических наук, доцент кафедры биологии и географии с методикой преподавания

Опубликован
2025-07-09
Раздел
5.8.2. Теория и методика обучения и воспитания

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)