Развитие исследовательских компетенций обучающихся по биологии при выполнении проектов

Biology students’ research competencies development in project activity

  • Светлана Ивановна Коурова ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск
  • Анастасия Станиславовна Петрова ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск
Ключевые слова: проект, исследовательские компетенции, школьная биология, лабораторные работы, рабочая тетрадь, ФГОС

Аннотация

В данной статье актуализируются проблема развития исследовательских компетенций обучающихся в образовательном процессе по биологии в основной и старшей школе. Авторами раскрывается сущность понятия «школьный проект». На основе анализа специальной литературы приведена классификация проектов и определена их роль в формировании исследовательской деятельности обучающихся согласно требованиям обновленного ФГОС. Также представлена характеристика исследовательских компетенций, их структурные компоненты, этапы формирования. В работе выделены основные методы, приемы, формы организации проектной деятельности, которые применяются в урочной и внеурочной работе и способствуют развитию исследовательских умений. Приведены примеры лабораторных и практических работ в средних и старших классах в процессе выполнения которых развиваются исследовательские компетенции обучающихся. В качестве дидактического средства авторы предлагают использовать разработанную ими рабочую тетрадь по биологии, предназначенную для учителей и учеников с целью написания проекта.

This article highlights the problem of developing students' research competencies in the educational process of biology in secondary school. The authors reveal the essence of the concept “school project”. The authors give the classification of projects and determine their role in shaping students’ research activities in accordance with the requirements of the updated Federal State Educational Standard. The characteristics of research competencies, their structural components and stages of formation are also presented. The study stresses the main methods, techniques and forms of organizing project activities using in regular and extracurricular activities and contributing to the development of research skills. Examples of laboratory and practical work developing research competencies in secondary school are given. As a didactic tool, the authors suggest using the developed biology workbook designed for teachers and students to write a project.

Биографии авторов

Светлана Ивановна Коурова, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск

кандидат педагогических наук, доцент кафедры биологии и географии с методикой преподавания

Анастасия Станиславовна Петрова, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск

магистрант 3 года обучения, профиль «Химико-биологическое образование», учитель биологии «Пышминская средняя школа»

Опубликован
2025-04-18
Раздел
5.8.2. Теория и методика обучения и воспитания

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)