Анализ понятийного поля проблемы активизации творческой деятельности младших школьников
The analysis of the concepts of the problem of stimulating creativity among junior schoolchildren
Аннотация
В статье актуализируется проблема активизации творческой деятельности младших школьников, вызванная стремительным развитием современного общества и сменой парадигм образования, влекущих за собой повышение требований по формированию динамических компетенций у обучающихся, в том числе, готовности к творческой деятельности. Механизмом реализации процесса развития указанной группы навыков является активизации познавательной деятельности учащихся уже на ранних этапах обучения в школе. Первым этапом исследования указанного механизма является обращение к изучению понятийного поля рассматриваемой проблемы. В статье авторами изучены понятия «деятельность»», «творческая деятельность», выявлены характерные признаки данных понятий. Определено содержание понятий «активность», «активизация». Синтез полученных результатов позволил осуществить интеграцию содержания понятий «активность», «активизация» и «творческая деятельность». В свою очередь, наложение контекста данного исследования на результаты синтезирования указанных понятий позволило определить содержание понятия «активизация творческой деятельности младших школьников», представленное как «интенсификация деятельности педагога и обучающегося, нацеленная на стимулирование последних к энергичному целенаправленному решению творческой задачи, позволяющее успешно преодолевать инерцию, пассивность и стереотипность нахождения оригинального результата (субъективно новых для ребенка младшего школьного возраста идей, продуктов или нестандартных решений), в ходе которого проявляется индивидуальное самовыражение ребёнка (фантазия, интуиция, ассоциативного мышление, способности и т.д.)».
The article highlights the problem of stimulating creativity among junior schoolchildren caused by the rapid development of modern society and the change in educational paradigms which entail an increase in the requirements for the formation of dynamic competencies among students, including readiness for creativity. The implementation of this process is to stimulate the cognitive activity of students at the early stages of school education. The first stage is to study the concepts of the problem under consideration. The content of the concepts “activity” and “stimulation” is defined. The obtained results made it possible to integrate the content of the concepts “activity”, “stimulation” and “creativity”. In turn, it is possible to determine the content of the concept “stimulating creativity among junior schoolchildren” presented as “intensification of the activity of the teacher and the student, aimed at stimulating the latter to vigorously purposefully solve a creative problem, allowing them to successfully overcome inertia, passivity and stereotyping of finding an original result (subjectively new for a child of primary school age with ideas, products, or non-standard solutions) during which the child's individual self-expression is presented (fantasy, intuition, associative thinking, abilities, etc.)”.