Высокий уровень солнечной активности и его влияние на хронобиологические показатели индивидуальной минуты у студентов вузов России
High Level of Solar Activity and Its Influence on the Chronobiological Indicators of the Individual Minute in Russian University Students
Аннотация
Впервые в педагогической практике с позиций хронобиологии проведено изучение в 8, 12, 16 и 20 часов в течение недели влияния высокого уровня солнечной активности (солнечных бурь) на один из важнейших показателей функционального состояния студентов периода юношеского возраста – длительности индивидуальной минуты (ИМ, сек). Авторами обследовано 235 студентов, обучающихся в 9 территориально расположенных профильных вузах России. Отмечено, что в дни высокой солнечной активности (начиная с 5 октября 2024 года) незаполненное каким-либо видом деятельности время, оценивается студентами как медленно текущее, при котором ИМ, независимо от профиля получения вузовского образования и региона проживания, достоверно (p<0,05) укорачивается, в сравнении с нормативными значениями в 60 сек. Из анамнеза установлено, что в период солнечной бури субъективно студенты отмечают вялость (12,29%), сонливость (13,19%), плохое засыпание (10,34%), усталость (11,06%), раздражительность (9,23%), мигрень (8,57%), снижение умственной работоспособности (8,68%), нежелание общения (8,34%), нежелание делать утреннюю гигиеническую гимнастику (7,89%) и проводить спортивную тренировку (6,82%).