Стилизованные народные песни как феномен субкультуры современной молодежи и средство вокального обучения будущих педагогов
Stylized folk songs as a phenomenon of contemporary youth subculture and a means of vocal training for future teachers
Аннотация
Статья посвящена анализу стилизованных народных песен как феномена субкультуры современной молодежи и эффективного средства вокального обучения будущих педагогов. Исследование сочетает культурологический и музыкально-педагогический подходы, уделяя внимание трансформации народной традиции в контексте молодежной культуры XXI века. Показано, что стилизация народных песен становится формой культурной диффузии, обеспечивая сохранение и обновление фольклорного наследия. Народная песня в современном социокультурном пространстве выполняет идентификационные, коммуникативные и воспитательные функции, однако сталкивается с противоречием между традиционным и современным способами бытования. Рассмотрены исполнительские направления стилизации — от академической обработки до интеграции с популярной, рок- и джазовой музыкой, а также их педагогический потенциал. Особое внимание уделено интеграции стилизованного фольклора в молодежную культуру: выявлены причины популярности (новизна форм, соответствие эстетическим запросам, возможности самовыражения) и перспективы развития данного явления. Эмпирическая часть включает результаты анкетного исследования и творческий опыт студентов вокально-хоровой студии ШГПУ, демонстрирующие востребованность и педагогическую ценность стилизованных народных песен. Сделан вывод, что стилизованная народная песня одновременно выступает средством культурной социализации молодежи и эффективным инструментом развития вокальных навыков и художественного вкуса будущих педагогов.
This article analyzes stylized folk songs as a phenomenon of contemporary youth subculture and an effective means of vocal training for future teachers. The study combines cultural studies and music pedagogical approaches, focusing on the transformation of folk tradition in the context of 21st century youth culture. It is shown that the stylization of folk songs is becoming a form of cultural diffusion, ensuring the preservation and renewal of folklore heritage. Folk songs in the contemporary sociocultural space serve identification, communication, and educational functions, but face a contradiction between traditional and modern modes of expression. The performance approaches to stylization—from academic adaptations to integration with popular, rock, and jazz music—are examined, as well as their pedagogical potential. Particular attention is paid to the integration of stylized folklore into youth culture: the reasons for its popularity (novelty of forms, relevance to aesthetic demands, opportunities for self-expression) and prospects for the development of this phenomenon are identified. The empirical part includes the results of a questionnaire survey and the creative experience of the vocal and choral studio of Shadrinsk state pedagogical university, demonstrating the demand and pedagogical value of stylized folk songs. It is concluded that stylized folk songs simultaneously serve as a means of cultural socialization for young people and an effective tool for developing the vocal skills and artistic taste of future teachers.