Применение мнемотехнических приемов в процессе изучения истории
Application of mnemotechnic techniques in the process of studying history
Аннотация
Познавательная деятельность обучающегося помогает приобрести навыки работы с объемной информацией, оценивания ее на достоверность и надежность, формирует гибкость мышления для решения нестандартных задач. Актуальность исследования заключается в том, что предложены эффективные способы сохранения полученной и переработанной информации в долговременной памяти для успешной сдачи экзаменов и использования в обыденной жизни. Целью статьи является описание способов применения мнемотехники для формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках истории в 10-11 классах. Характеристика познавательных универсальных учебных действий, а также разработка технологии мнемотехники как средства их формирования на уроках истории составляют теоретическую значимость работы. Практическая значимость исследования заключается в выявлении методических особенностей включения мнемотехнических приемов в уроки истории в 10 и 11 классах для овладения старшеклассниками познавательными универсальными учебными действиями. Представлены примеры реализации в условиях изучения истории мнемотехнических приемов с целью улучшения запоминания материала урока: картографическое рисование с опорой на ассоциации и мнемотаблицы, зрительное восприятие текста с помощью ассоциаций, рифмизации, сравнений.
The student’s cognitive activity provides skills formation while working with large amounts of information, assessing its reliability and validity, and develops flexibility of thinking for solving non-standard problems. The relevance of the study is that effective methods of storing received and processed information in long-term memory for successful passing of exams and use in everyday life are proposed. The purpose of the article is to describe the methods of using mnemonics for the formation of cognitive universal learning activities during History lessons for pupils of the 10-11 forms. The theoretical significance of the work is in the consideration of cognitive universal educational actions, as well as one of mnemonic technology as a means of their formation in history lessons. The practical significance of the study is in identifying the methodological features of including mnemonic techniques in the context of studying History lessons in 10 and 11 forms to improve the cognitive universal educational activities development. The author presents examples of the use of mnemonic techniques which are used in the context of studying the history with the aim of improving the quality of memorization of material: cartographic drawing based on associations and mnemonic tables, visual perception of text by means of associations, rhyming, comparisons.