Психолого-педагогические аспекты использования балльно-рейтинговой системы в образовательном процессе вуза

Psychological and pedagogical aspects of using the scoring and rating system in the educational process of the university

  • Валентина Петровна Киселева ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации имени Главного маршала авиации А.А. Новикова», г. Санкт-Петербург
  • Галина Борисовна Афанасьева ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации имени Главного маршала авиации А.А. Новикова», г. Санкт-Петербург
Ключевые слова: балльно-рейтинговая система, качество образовательного процесса, результаты обучения, анкетирование, студенты

Аннотация

Статья посвящена важной теме использования балльно-рейтинговой системы, способствующей повышению качества и эффективности образовательного процесса в вузе. Данная система является значимым направлением в практике высшего образования и имеет как положительные, так и отрицательные стороны, что делает весьма актуальным рассмотрение психолого-педагогических аспектов ее применения, обусловленных такими ключевыми факторами, как повышение качества образования и адаптация к современным требованиям, мотивация студентов и индивидуализация обучения, обратная связь и формирование навыков самооценки. Рейтинговая система может влиять на социальную динамику в учебной группе, формируя конкурентную среду, что требует внимательного анализа и учета психолого-педагогических аспектов во избежание стресса и негативных последствий для студентов. В статье предложен вариант балльно-рейтинговой системы в контексте преподавания дисциплины «Высшая математика» в вузе, показаны роль и значение балльно-рейтинговой системы для повышения качества образования, намечены перспективы дальнейшего её развития и совершенствования.

The article is devoted to the important topic of using a point-rating system that helps improve the quality and efficiency of the educational process at a university. This system is a significant area in the practice of higher education and has both positive and negative sides, which makes it very relevant to consider the psychological and pedagogical aspects of its application, due to such key factors as improving the quality of education and adapting to modern requirements, student motivation and individualization of learning, feedback and developing self-assessment skills. The rating system can influence the social dynamics in a study group, creating a competitive environment, which requires careful analysis and consideration of psychological and pedagogical aspects in order to avoid stress and negative consequences for students. The article proposes a version of the point-rating system in the context of teaching the discipline "Higher Mathematics" at a university, shows the role and importance of the point-rating system for improving the quality of education, outlines the prospects for its further development and improvement.

Биографии авторов

Валентина Петровна Киселева, ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации имени Главного маршала авиации А.А. Новикова», г. Санкт-Петербург

доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры №4 «Высшая математика»

Галина Борисовна Афанасьева, ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации имени Главного маршала авиации А.А. Новикова», г. Санкт-Петербург

кандидат физико-математических наук, доцент кафедры №4 «Высшая математика»

Опубликован
2025-10-07
Раздел
5.8.7. Методология и технология профессионального образования