Соотношение показателей защитных и неблагоприятных факторов развития обучающихся подросткового и юношеского возраста

The ratio of protective and unfavorable factors in the development of adolescents and young adults

  • Светлана Владимировна Истомина ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск
  • Елена Анатольевна Быкова ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск
Ключевые слова: рискогенные факторы развития, факторы защиты от неблагополучия, подростки, старшеклассники

Аннотация

В статье рассматривается проблема влияния неблагоприятных факторов развития обучающихся подросткового и юношеского возраста, а также потенциальных факторов защиты от влияния такого рода. Приведены результаты эмпирического исследования, в котором приняли участие 680 обучающихся 13-18 лет посредством «Единой методики социально-психологического тестирования». Статистическая обработка проводилась посредством в программы SPSS 17.0 (критерий Манна-Уитни, коэффициент корреляции Пирсона, множественный регрессионный анализ). Анализ полученных данных позволил описать психологические особенности школьников с разным уровнем выраженности факторов риска и защиты. Наиболее значимыми являются такие факторы риска, как «Тревожность», «Потребность во внимании группы», «Стремление к риску», факторы защиты – «Принятие родителями», «Принятие одноклассниками», «Самоконтроль поведения».

Результаты корреляционного анализа показали взаимосвязь между всеми изучаемыми факторами, выявлены как прямые, так и обратные связи. Регрессионные уравнения, полученные в результате регрессионного анализа, дают возможность прогнозирования результатов психолого-педагогического сопровождения обучающихся.

The article discusses the problem of the influence of unfavorable factors in the development of adolescents and young adults, as well as potential factors of protection from such influence. The results of an empirical study, which involved 680 students aged 13-18, using the Unified Method of Socio-Psychological Testing. Statistical processing was carried out using SPSS 17.0 (Mann-Whitney test, Pearson correlation coefficient, multiple regression analysis). The analysis of the obtained data allowed us to describe the psychological characteristics of students with different levels of risk and protective factors. The most significant risk factors are Anxiety, Need for Group Attention, and Risk-Taking, while the protective factors are Parental Acceptance, Peer Acceptance, and Self-Control.

The results of the correlation analysis showed a relationship between all the factors studied, and both direct and inverse relationships were identified. The regression equations obtained as a result of the regression analysis make it possible to predict the results of psychological and pedagogical support for students.

Биографии авторов

Светлана Владимировна Истомина, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития и педагогической психологии

Елена Анатольевна Быкова, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития и педагогической психологии

Опубликован
2025-10-07
Раздел
5.8.7. Методология и технология профессионального образования

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

1 2 > >>