Профилактика профессиональной стагнации у педагогов дошкольного образования
Prevention of professional stagnation among preschool teachers
Аннотация
Снижение продуктивности деятельности педагогов дошкольного образования зачастую обусловлено хронической усталостью, ухудшением физического и психического здоровья. После первых 10 лет работы у многих педагогов начинают проявляться признаки профессиональной стагнации – усталость, апатия, ощущение профессиональной опустошенности, внутреннее нежелание работать. В виду объективных причин педагог продолжает трудиться, выполняя свой профессиональный долг, но искреннее, вдохновенное желание что-то делать, пробовать, творить отсутствует. Как следствие возникает все более и более нарастающее раздражение по отношению к дополнительной нагрузке, инновационным процессам, требованиям со стороны администрации.
В период профессиональной стагнации педагог начинает неадекватно оценивать отношение к себе коллег и администрации дошкольной образовательной организации (далее – ДОО). Подобная деформация профессиональной деятельности проявляется в общении с детьми и их родителями, что серьезно осложняет межличностные взаимоотношения и выступает источником дополнительной психической нагрузки.
В этой связи, авторы статьи акцентируют внимание на специфике деятельности ДОО, обеспечивающей профилактику профессиональной стагнации у педагогов дошкольного образования; раскрывают и анализируют понятие «профессиональная стагнация»; выделяют противоречия, возникающие в ходе профессионального развития педагогов; уточняют факторы профессиональной стагнации; описывают результаты исследования, проведенного в течение двух лет на базе ДОО. В статье представлено содержание целенаправленного методического сопровождения проявлений профессиональной стагнации для групп педагогов с учетом их стажа педагогической деятельности; уточнен комплекс мер профилактики данного феномена у педагогов ДОО, включающий перспективные условия, методические мероприятия и ожидаемый результат.
The decrease in productivity of preschool teachers is often due to chronic fatigue, deterioration of physical and mental health. After the first 10 years of work, many teachers begin to show signs of professional stagnation - fatigue, apathy, a feeling of professional emptiness, an internal reluctance to work. Due to objective reasons, the teacher continues to work, fulfilling his professional duty, but a sincere, inspired desire to do something, try, create is absent. As a result, there is an ever-increasing irritation in relation to the additional workload, innovative processes, and demands from the administration.
During the period of professional stagnation, the teacher begins to inadequately assess the attitude of colleagues and the administration of the preschool educational organization. Such a deformation of professional activity manifests itself in communication with children and their parents, which seriously complicates interpersonal relationships and is a source of additional mental stress.
In this regard, the authors of the article focus on the specifics of the activities of preschool educational institutions that ensure the prevention of professional stagnation among preschool teachers; disclose and analyze the concept of "professional stagnation"; highlight the contradictions that arise during the professional development of teachers; clarify the factors of professional stagnation; describe the results of a study conducted over two years on the basis of a preschool educational institution. The article presents the content of targeted methodological support for manifestations of professional stagnation for groups of teachers taking into account their length of service in teaching; clarifies a set of measures to prevent this phenomenon among preschool educational institution teachers, including promising conditions, methodological activities and the expected result.