Психолого-педагогические основы подготовки студентов к работе с семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации

Psychological and pedagogical foundations for preparing students to work with families in difficult life situations

  • Екатерина Владимировна Трофимова Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, г. Уфа
  • Элина Рафисовна Варикова Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, г. Уфа
Ключевые слова: профессиональная готовность, психолого-педагогические условия, компетенции, профессиональная направленность, рефлексия, эмоциональная устойчивость личности, практико-ориентированные технологии, социальное проектирование, семья, оказавшаяся в трудной жизненной ситуации

Аннотация

В статье раскрываются психолого-педагогические основы формирования профессиональной готовности студентов-бакалавров, обучающихся по направлению подготовки 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование», к работе с семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации. В качестве базовых методологических подходов, оптимально соответствующих научному исследованию, применяются системно-деятельностный, личностно-ориентированный и компетентностный подходы. Рассмотрены теоретические аспекты понятий «готовность», «профессиональная готовность» как системной характеристики социальной активности человека, интегрального показателя его профессиональной зрелости и уровня профессионального мастерства. В результате раскрыта значимость следующих психолого-педагогических условий: формирование личностной профессиональной направленности и развитие ценностного отношения к будущей профессии; развитие и совершенствование рефлексивных умений; формирование эмоциональной устойчивости; реализация практико-ориентированных технологий обучения и сетевой платформы по отработке компетенций «Банк студенческих социальных проектов и инициатив».

The article reveals the psychological and pedagogical foundations for the formation of professional readiness of bachelor students studying in the field of training 44.03.02 “Psychological and Pedagogical Education” to work with families in difficult life situations. The system-activity, personality-oriented and competence-based approaches are used as basic methodological approaches that optimally correspond to scientific research. The theoretical aspects of the concepts of "readiness", "professional readiness" as a systemic characteristic of human social activity, an integral indicator of his professional maturity and level of professional skill are considered. As a result, the significance of the following psychological and pedagogical conditions is revealed: the formation of personal professional focus and the development of a value attitude to the future profession; the development and improvement of reflexive skills; the formation of emotional stability; the implementation of practice-oriented teaching technologies and a network platform for practicing competencies “Bank of student social projects and initiatives”.

Биографии авторов

Екатерина Владимировна Трофимова, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, г. Уфа

кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой профессионального и социального образования

Элина Рафисовна Варикова, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, г. Уфа

аспирант кафедры профессионального и социального образования института педагогики

Опубликован
2025-10-07
Раздел
5.8.2. Теория и методика обучения и воспитания