Структурно-функциональная модель формирования готовности будущих учителей к профилактике школьного буллинга

A structural and functional model for the formation of future teachers’ readiness to prevent school bullying

  • Николай Яковлевич Сайгушев ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», г. Магнитогорск
  • Александра Валерьевна Тельминова ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», г. Магнитогорск
Ключевые слова: школьный буллинг, готовность учителя, профилактика, структурно-функциональная модель, педагогическое образование

Аннотация

В настоящее время образовательные организации ориентированы больше на процесс обучения, в связи с чем воспитательная работа требует повышенного внимания. Профилактика буллинга должна стать обязательной частью воспитательного процесса в школе. Поэтому одной из главных задач высшего педагогического образования является подготовка высококвалифицированного учителя к профилактике школьного буллинга, чья компетентность должна соответствовать требованиям законопроекта о борьбе с буллингом. В статье представлена структурно-функциональная модель формирования готовности будущих учителей к профилактике школьного буллинга, которая является частью диссертации. Модель состоит из четырёх взаимосвязанных блоков: целевого, теоретико-методологического, процессуально-методического и оценочно-результативного. Каждый блок реализует специфическую функцию и объединяет современные педагогические подходы и нормативно-правовые требования Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Предложены организационно-педагогические условия, методика и формы реализации процесса формирования готовности. Модель формирует у будущих педагогов знания, умения и личностные качества, необходимые для эффективной профилактики школьного буллинга.

Currently, educational organizations are focused more on the learning process and therefore educational work requires increased attention. Bullying prevention should become a mandatory part of the educational process at school. Therefore, one of the main tasks of higher pedagogical education is to prepare highly qualified teachers for the prevention of school bullying whose competence must meet the requirements of the anti-bullying bill. The article presents a structural and functional model of the formation of future teachers’ readiness for the prevention of school bullying, which is part of the dissertation. The model consists of four interrelated blocks: targeted, theoretical and methodological, procedural and methodological, and evaluative and effective. Each block implements a specific function and combines modern pedagogical approaches and regulatory requirements of the Federal Law “On Education in the Russian Federation”. Organizational and pedagogical conditions, methods and forms of implementation of the process of readiness formation are proposed. The model provides future teachers with the knowledge, skills and personal qualities necessary for effective prevention of school bullying.

Биографии авторов

Николай Яковлевич Сайгушев, ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», г. Магнитогорск

доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогического образования и документоведения

Александра Валерьевна Тельминова, ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», г. Магнитогорск

преподаватель кафедры психологии

Опубликован
2025-10-07
Раздел
5.8.2. Теория и методика обучения и воспитания