Биографии выдающихся личностей как материал для образовательного путешествия
Biographies of outstanding personalities as a material for educational travelling
Аннотация
В статье обсуждаются возможности технологии образовательного путешествия для решения профессиональных задач подготовки будущих педагогов в системе высшего образования с использованием материалов биографий выдающихся личностей. Опросы и диагностическое анкетирование среди студентов педагогических специальностей, касающиеся применения биографических текстов в образовательной практике, выявили недостаточное понимание ценности подобного материала в обучении. В статье представлена программа и план реализации экспериментальной деятельности на примере курса «История букваря в лицах». Авторами подчеркнут высокий дидактический и воспитательный потенциал образовательных путешествий с привлечением учебно-биографической информации, направленной, в нашем случае, на удовлетворение специфических познавательных интересов студентов специальностей «Начальное образование», «Дошкольное образование». Научная новизна работы заключается в обосновании важной роли биографической информации при обучении студентов педагогического профиля подготовки, в отражении поэтапной, рационально мотивированной последовательности проектируемого обучения, в характеристике критериев и показателей степени развитости биографико-дискурсивной компетенции обучающихся; практическая значимость – в компонентно-деятельностном анализе структуры формируемых аргументативно-оценочных и коммуникативных речевых умений, в перспективности применения разработанных материалов в процессе профессиональной подготовки студентов, получающих педагогические квалификации. Научно–практические разработки исследования могут использоваться при подготовке и совершенствовании учебных и методических пособий для обучающихся и педагогов: структурных компонентов дидактических и справочных материалов, методических рекомендаций, электронных учебных пособий, технологических карт учебных занятий и под. На основе комплексного количественно–качественного анализа выделенных критериев и показателей (в частности, ценностно-смыслового, включающего оценочную направленность, выражение личной точки зрения и аргументированность; и коммуникативно-развивающего, учитывающего содержательность, точность, целесообразность отбора фактов, отсутствие их избыточности, эмоциональность, выразительность и воздействующий характер подачи материала), доказана эффективность использования разработанной методики изучения биографической информации посредством организации образовательного путешествия.
The article discusses the technologies of educational travelling for solving professional tasks of training future educators in the system of higher education using biographical materials of outstanding personalities. Surveys and diagnostic questionnaires among students of pedagogical specialties concerning the use of biographical texts in educational practice revealed an insufficient understanding of the value of such material in teaching. The article presents a program and a plan of realization of experimental activity on the example of the course “The history of Bukvar in faces”. The authors highlighted high didactic and educational potential of educational journeys using educational–biographical information directed on the satisfying specific cognitive interests of students of the majors “Primary Education”, “Pre–School Education”. The scientific novelty of the study lies in the substantiation of the important role of biographical information in the training of students of the pedagogical profile, in the reflection of the step–by–step, rationally motivated sequence of the designed training, in the characterization of the criteria and indicators of the degree of development of the biographical–discursive competence of students; practical significance – in the component–activity analysis of the structure of the formed argumentative–evaluative and communicative speech skills, in the prospects for the application of the developed materials in the process of professional training of students receiving pedagogical qualifications. The scientific and practical developments of the research can be used in the preparation and improvement of educational and methodological aids for students and teachers: structural components of didactic and reference materials, methodological recommendations, electronic teaching aids, technological maps of educational classes, etc. Based on a comprehensive quantitative and qualitative analysis of the identified criteria and indicators (in particular, value–semantic, including evaluative focus, expression of a personal point of view and argumentation; and communicative–developmental, taking into account the content, accuracy, the appropriateness of the selection of facts, the absence of their redundancy, emotionality, expressiveness and the impactful nature of the presentation of the material), the effectiveness of using the developed methodology for studying biographical information through the organization of an educational journey has been proven.