Компоненты формирования архитектурно-проектной компетентности бакалавра направления подготовки «Архитектура» в техническом вузе

Architectural and design competence formation of a bachelor (field of training “Architecture”) in a technical university

  • Наталия Павловна Никитина ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет им. Первого президента России Б.Н. Ельцина», г. Екатеринбург
Ключевые слова: профессиональное архитектурное образование, архитектурно-проектная компетентность, формирование архитектурно-проектной компетентности, уровни сформированности архитектурно-проектной компетентности в обучении архитектора

Аннотация

В статье представлена актуальность исследования с точки зрения социально-педагогического, научно-теоретического и научно-методического аспектов. Цель исследования – теоретическое обоснование и разработка содержательно-структурных компонентов процесса формирования архитектурно-проектной компетентности студентов направления подготовки «Архитектура» в условиях технического вуза. Объектом исследования выступает процесс профессиональной подготовки бакалавров по направлению «Архитектура». Предмет исследования – процесс формирования архитектурно-проектной компетентности студентов архитектурного направления в ходе реализации системы усложняющихся курсовых проектов. Задачи исследования: на основе анализа научной литературы уточнить понятие «архитектурно-проектная компетентность» и раскрыть сущность процесса её формирования в образовательной среде технического вуза; выделить основные компоненты архитектурно-проектной компетентности, а также определить уровни её сформированности у студентов архитектурного направления в техническом вузе. Методы исследования включают теоретические: анализ и систематизацию философской, психологической, педагогической литературы по теме исследования, синтез эмпирического и теоретического материала, концептуальное моделирование, обобщение; эмпирические методы: наблюдение, беседа, опрос, метод экспертных оценок, опытно-экспериментальная работа, анализ ФГОС ВО по направлению «Архитектура». Материалы исследования анализируют соотношение инженерно-технических и художественных дисциплин в учебном процессе вузов, которые готовят архитекторов и особенность подготовки архитектора в техническом вузе. Результат исследования доказал особенность подготовки архитектора в техническом вузе, специфику профессиональной деятельности архитектора. Дано определение архитектурно-проектной компетентности, процесса формирования архитектурно-проектной компетентности, уровней сформированности архитектурно-проектной компетентности. Мониторинг в обучении архитектора позволит своевременно отслеживать и корректировать образовательный процесс при реализации технологии формирования архитектурно-проектной компетентности в ходе выполнения курсовых проектов, последовательное усложнение которых предусматривает постановку и решение более масштабных научно-исследовательских, конструктивно-технологических и художественно-эстетических задач.

The article presents the relevance of the study from the point of view of socio-pedagogical, scientific-theoretical and scientific-methodological aspects. The purpose of the study is a theoretical substantiation and development of the content and structural components of the process of forming the architectural and design competence of students majoring in Architecture in a technical university. The object of the study is the process of professional training of bachelors in the direction of Architecture. The subject of the study is the process of forming the architectural and design competence of students majoring in architecture during the implementation of a system of increasingly complex course projects. Research objectives: based on the analysis of scientific literature, to clarify the concept of "architectural and design competence" and reveal the essence of the process of its formation in the educational environment of a technical university; to identify the main components of architectural and design competence, as well as to determine the levels of its formation among students majoring in architecture in a technical university. Research methods include theoretical ones: analysis and systematization of philosophical, psychological, pedagogical literature on the research topic, synthesis of empirical and theoretical material, conceptual modeling, generalization; empirical methods: observation, conversation, survey, expert assessment method, experimental work, analysis of the Federal State Educational Standard of Higher Education in the direction of "Architecture". The research materials analyze the ratio of engineering and technical and artistic disciplines in the educational process of universities that train architects and the peculiarity of training an architect in a technical university. The result of the study proved the peculiarity of training an architect in a technical university, the specifics of the professional activity of an architect. The definition of architectural and design competence, the process of forming architectural and design competence, the levels of formation of architectural and design competence are given. Monitoring in the training of an architect will allow timely tracking and adjusting the educational process in the implementation of the technology of forming architectural and design competence in the course of completing course projects, the consistent complication of which provides for the formulation and solution of larger-scale research, design and technological and artistic and aesthetic problems.

Биография автора

Наталия Павловна Никитина, ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет им. Первого президента России Б.Н. Ельцина», г. Екатеринбург

кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой архитектуры, доцент

Опубликован
2025-07-09
Раздел
5.8.7. Методология и технология профессионального образования