Роль оценки детско-родительских отношений подростками в становлении у них типа эмоциональной привязанности

The role of teenagers’ assessment of parent-child relationships in the formation of their type of emotional attachment

  • Елена Андреевна Шерешкова ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск
  • Мария Станиславовна Иванова ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск
Ключевые слова: детско-родительские отношения, эмоциональная привязанность, подростки, корреляционное исследование

Аннотация

Статья посвящена проблеме эмоциональной привязанности подростков и роли детско-родительских отношений в ее становлении. Цель данного эмпирического исследования – выявить взаимосвязь оценки детско-родительских отношений подростками и их эмоциональной привязанности. Методики исследования: «Методика детско-родительские отношения подростков» (автор: П. В. Трояновская), «Тест на тип привязанности», (автор: Т. Гибсон), «Опросник привязанности к родителям и сверстникам» (автор: Г. Армсден, М. Гринберг; адаптация: Н. В. Сабельникова, Д. В. Каширский, Т. Ю. Садовникова). В исследовании приняли участие подростки 16-17 лет в количестве 30 человек. Корреляционное исследование показало, что чем выше подростки оценивают конфликтность, враждебность, непоследовательность и неадекватность требований родителей, тем выше выраженность тревожного типа привязанности. Чем выше степень принятия родителями подростка, эмпатия ему, сотрудничество с ним, информированность о его делах, поощрения, удовлетворение его потребностей, общая удовлетворенность отношениями с ними, тем выше привязанность к матери и отцу.

The article is devoted to the problem of emotional attachment of teenagers and the role of parent-child relationships in its formation. The purpose of this empirical study is to identify the relationship between the assessment of parent-child relationships by teenagers and their emotional attachment. Research methods: Methodology of parent-child relationships of adolescents (author: P. V. Troyanovskaya), Attachment Style Quiz (author: T. Gibson), Questionnaire of attachment to parents and peers (author: G. Armsden, M. Greenberg; adaptation: N. V. Sabelnikova, D. V. Kashirsky, T. Yu. Sadovnikova). 30 teenagers at the age of 16-17 years old took part in the study. The correlation study showed that the higher the adolescents evaluate the conflict, hostility, inconsistency and inadequacy of parental demands, the higher the severity of the anxious attachment type. The higher the degree of acceptance of the teenager by the parents, empathy for him, cooperation with him, awareness of his affairs, encouragement, satisfaction of his needs, general satisfaction with the relationship with them, the higher the attachment to the mother and father.

Биографии авторов

Елена Андреевна Шерешкова, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития и педагогической психологии

Мария Станиславовна Иванова, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск

студент третьего года обучения

Опубликован
2025-07-09
Раздел
5.8.2. Теория и методика обучения и воспитания