Теоретический анализ понятия «познавательная самостоятельность» в современном аспекте

Theoretical analysis of the concept “cognitive independence” in its modern aspect

  • Жанна Насыровна Иванова БУ ВО «Сургутский государственный университет», г. Сургут
  • Александр Сергеевич Иванов Образовательный центр (Когалымский филиал ФГАОУ ВО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет»), г. Когалым
Ключевые слова: познавательная самостоятельность, самообучение, интегративное качество личности, образовательные подходы, цифровая трансформация

Аннотация

Актуальность статьи обусловлена необходимостью переосмысления понятия «познавательная самостоятельность» в условиях цифровой трансформации общества, требующего развития навыков самообучения, критического мышления и адаптивности. Цель исследования заключается в систематизации и уточнении определения данного феномена через анализ отечественных и зарубежных подходов. Авторами сформулировано интегративное понимание познавательной самостоятельности как многокомпонентного качества личности, включающего мотивационный, интеллектуальный, волевой, деятельностный и рефлексивный аспекты. Раскрыта сущность феномена, заключающаяся в способности самостоятельно организовывать познавательную деятельность, преодолевать трудности и применять знания в реальных условиях. Классифицированы методологические подходы (деятельностный, субъект-объектный, системно-деятельностный), определяющие его развитие. Предложено структурно-функциональное описание понятия, доказана его роль в обеспечении профессиональной и личностной самореализации. Статья предназначена для исследователей в области педагогики, преподавателей и разработчиков образовательных программ.

The relevance of the article is due to the need to rethink the concept “cognitive independence” in the context of the digital transformation of society, which requires the development of self-learning skills, critical thinking and adaptability. The purpose of the study is to systematize and clarify the definition of this phenomenon through the analysis of domestic and foreign approaches. The authors have formulated an integrative understanding of cognitive independence as a multicomponent personality quality, including motivational, intellectual, volitional, activity and reflexive aspects. The essence of the phenomenon is revealed, which consists in the ability to independently organize cognitive activity, overcome difficulties and apply knowledge in real conditions. The methodological approaches (activity-based, subject-object, system-activity) that determine its development are classified. A structural and functional description of the concept is proposed, and its role in ensuring professional and personal self-realization is proved. The article is intended for researchers in the field of pedagogy, teachers and developers of educational programs.

Биографии авторов

Жанна Насыровна Иванова, БУ ВО «Сургутский государственный университет», г. Сургут

аспирант 1 года обучения, научная специальность 5.8.1. Общее образование, история педагогики и образования

Александр Сергеевич Иванов, Образовательный центр (Когалымский филиал ФГАОУ ВО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет»), г. Когалым

ассистент кафедры технических дисциплин

Опубликован
2025-07-09
Раздел
5.8.2. Теория и методика обучения и воспитания