Роль образовательной среды в развитии творческой одаренности детей старшего дошкольного возраста

The role of the environmental educational environment in the development of creative giftedness in senior preschool children

  • Юлия Олеговна Галущинская ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск
Ключевые слова: одаренность, одаренный ребенок, творческая одаренность, развивающая образовательная среда, педагогическая деятельность по развитию творческой одаренности

Аннотация

В статье рассматриваются теоретические аспекты проблемы развития творческой одаренности у детей старшего дошкольного возраста. Проведенный автором категориальный и феноменологический анализ творческой одаренности ребенка позволил определить ее как универсальную характеристику, практически тождественную с самим понятием «одаренность», проявляющуюся у детей с высоким уровнем развития способностей. В статье обосновывается необходимость целенаправленной педагогической деятельности, способствующей развитию творческой одаренности. Выделенные в статье цели, задачи, принципы, условия данного вида педагогической деятельности позволили автору обосновать приоритетные направления развития исследуемого личностного качества. По мнению автора, деятельность педагогов по развитию средовых условий должны быть направлена на обогащение среды социокультурным содержанием, на оптимизацию ее предметно-пространственной составляющей, на организацию совместной деятельности дошкольников и взрослых, а также на предоставление дошкольникам возможности для самосовершенствования в свободной, интересной для него деятельности.

The article examines theoretical aspects of the problem of developing creative giftedness in senior preschool children. The author's categorical and phenomenological analysis of a child's creative giftedness allowed him to define it as a universal characteristic, practically identical to the concept of “giftedness” itself, manifested in children with a high level of development of abilities. The article substantiates the need for targeted pedagogical activity that promotes the development of creative giftedness. The goals, objectives, principles, and conditions of this type of pedagogical activity identified in the article allowed the author to substantiate the priority areas for the development of the personal quality under study. According to the author, the activities of teachers in developing environmental conditions should be aimed at enriching the environment with socio-cultural content, optimizing its subject-spatial component, organizing joint activities of preschoolers and adults, and providing preschoolers with the opportunity for self-improvement in free, interesting activities.

Биография автора

Юлия Олеговна Галущинская, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры теории и методики дошкольного и начального образования

Опубликован
2025-07-09
Раздел
5.8.2. Теория и методика обучения и воспитания