Метод синектики в обучении современных школьников

The synectics method in teaching modern schoolchildren

  • Татьяна Александровна Челнокова ЧОУ ВО «Казанский инновационный университет имени В.Г. Тимирясова», г. Казань
Ключевые слова: метод синектики, креативность, коммуникативность, критическое мышление, командность, символическая аналогия, ассоциации, четырехмерное образование

Аннотация

Статья посвящена методу синектики, автор обосновывает актуальность метода для развития креативности, критичности мышления, командности, коммуникативности. Данные навыки личности отмечаются сегодня как актуальные навыки XXI века. В статье приводятся примеры заданий, составленных на основе метода синектики. Дается описание разнообразных видов аналогий. В работе отмечается вклад У.Гордона в разработке и практическом использовании данного метода, анализируются его возможности в решении задач образования. В качестве цели исследования автором определен анализ возможностей метода синектики в воспитании человека, готового генерировать идеи и нестандартные решения, способного четко излагать свои мысли, готового работать с информацией, быть членом команды. Проблематика статьи выстраивается таким образом, что обнаруживается тесная связь между включением метода синектики в обучение и развитием актуальных для современного человека качеств, таких как креативность, критичность мышления, командность, коммуникативность.

The article is devoted to the synectics method relevant to develop creativity, critical thinking, teamwork and communication. These personality skills are noted today as relevant skills of the 21st century. The article provides examples of tasks compiled based on the synectics method and the description of various types of analogies. The author notes the contribution of W. Gordon in the development and practical use of this method and analyzes its capabilities in solving educational problems. The author determined to analyze the capabilities of the synectics method in educating a person who is ready to generate ideas and non-standard solutions, who is able to clearly express his thoughts, who is ready to work with information and to be a member of a team. The article stresses a close connection between the inclusion of the synectics method in teaching and the development of qualities, such as creativity, critical thinking, teamwork and communication.

Биография автора

Татьяна Александровна Челнокова, ЧОУ ВО «Казанский инновационный университет имени В.Г. Тимирясова», г. Казань

доктор педагогических наук, профессор кафедры теоретической и инклюзивной педагогики

Опубликован
2025-04-18
Раздел
5.8.2. Теория и методика обучения и воспитания