Теоретико-прикладные основания организации волонтерской деятельности студентов вуза
Theoretical and applied foundations of the organization of volunteer activities of university students
Аннотация
В статье актуализирована проблема поиска новых подходов к организации волонтерской деятельности студентов в системе высшего образования. Определены базовые регулятивы волонтерской деятельности, необходимые для достижения социальных и образовательных целей. Дана авторская трактовка понятия «волонтерская деятельность». Раскрыты основные функции и их конструкты в целенаправленной организации волонтерской деятельности студентов вуза: а) аксиолого-этическая функция соотносится с деонтологическим конструктом и строится на соблюдении студентами-волонтерами моральных норм и ценностей трансляции традиций взаимопомощи и безвозмездного труда в интересах служения обществу; б) организационно-управленческая функция определяет актуализацию оптимизирующего конструкта волонтерской деятельности и обуславливает построение структурированной системы взаимодействия между волонтерами, социальными партнерами, руководителями подразделений вуза, общественными институтами, некоммерческими организациями, органами власти; в) функция самореализации и самоутверждения осуществляется в рамках преобразовательного конструкта изучаемого вида деятельности, предполагающего активизацию стремления студентов к самосовершенствованию, личностному росту и самовыражению посредством их привлечения к ответственному решению социально значимых проблем современности; г) просветительско-социализирующая функция соотносится с информативным конструктом, который способствует популяризации знаний и повышению информированности молодых людей о проблемах социума и путях их минимизации, расширению представлений о своей нужности и значимости для окружающих людей.
The article highlights the problem of finding new approaches to organizing students' volunteer activities in the higher education system. The basic regulations of volunteer activity necessary to achieve social and educational goals have been identified. The author's interpretation of the concept of “volunteer activity” is given. The main functions and their constructs in the purposeful organization of volunteer activities of university students are revealed: a) the axiological and ethical function correlates with the deontological construct and is based on the observance by volunteer students of moral norms and values, traditions of mutual assistance and gratuitous work in the interests of serving society; b) the organizational and managerial function determines the actualization of the optimizing construct of volunteer activity and determines the construction of a structured system of interaction between volunteers, social partners, heads of university departments, public institutions, non-profit organizations and authorities; c) the function of self-realization and self-affirmation is carried out within the framework of the transformative construct of the type of activity being studied, which involves the activation of students’ aspirations for self-improvement, personal growth and self-expression by involving them in responsible solutions to socially significant problems of our time; d) the educational and socializing function correlates with an informative construct that promotes the popularization of knowledge and increases the awareness of young people about the problems of society and ways to minimize them, expand their understanding of their usefulness and importance to others.