Проблемно-ориентированное обучение как средство формирования учебных компетенций в астрономии
Problem-based learning as a tool for developing educational competencies in astronomy
Аннотация
Настоящая статья посвящена исследованию проблемно-ориентированного обучения как инструмента формирования учебных компетенций в астрономии. В условиях растущих требований к образовательным компонентам, актуальность проблемного обучения подтверждается современными исследованиями, выявляющими его влияние как на когнитивное развитие учащихся, так и на уровень их учебной мотивации. Основная идея проблемного обучения, обоснованная в работах ведущих исследователей, заключается в создании условий, при которых учащиеся сталкиваются с индивидуальными интеллектуальными затруднениями, что активизирует их познавательную деятельность и способствует развитию творческого потенциала.
Изучение астрономии предоставляет благоприятные условия для внедрения проблемно-ориентированного подхода в образовательный процесс. В статье анализируются особенности применения данного метода в контексте астрономического образования и предложены практические рекомендации по его реализации. Выявлено, что среди учащихся наблюдается дефицит внутренней мотивации к изучению астрономии, что наводит на мысль о потенциале проблемного подхода для повышения эффективности образовательного процесса. На основе анализа современного состояния проблемы, в статье сформулированы конкретные цели и задачи, направленные на исследование возможностей применения проблемного обучения в уроках астрономии в общеобразовательных учреждениях.