Научно-методическое сопровождение педагогов по реализации субъектно-ориентированного подхода в процессе внеурочной деятельности обучающихся

Scientific and methodological support of teachers on the implementation of a subject-oriented approach in the process of students’ extracurricular activities

  • Ирина Николаевна Васильева ФГБОУ ВО «Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского», г. Ярославль
Ключевые слова: научно-методическое сопровождение, субъект, субъектность, субъектная позиция, субъектно-ориентированный подход, аксиологический подход, субъектно-ориентированная технология

Аннотация

В статье обобщается опыт научно-методического сопровождения педагогов по реализации субъектно-ориентированного подхода в процессе внеурочной деятельности обучающихся. Показаны его формы: курсы повышения квалификации, конкурсы педагогического мастерства, Панорамы педагогического опыта классных руководителей и педагогов-организаторов, семинары, вебинары, мастер-классы, организация работы творческих групп и другие. Такое разнообразие научно-методического сопровождения педагогов позволяет учитывать уровень их подготовки, индивидуальные психологические характеристики и предпочтения. Во время обучения делается акцент на положении о том, что только в паре с аксиологическим подходом субъектно-ориентированный может быть эффективным. Во время курсовой подготовки очень важна самооценка сформированности компетентностей слушателя, которые необходимо рассматривать в динамике во время обучения. Для реализации педагогами субъектно-ориентированного подхода с детьми методистам необходимо применять его во время курсовой подготовки слушателей, проектировании, проведении и анализе методических событий, в частности, Панорамы педагогического опыта классных руководителей и педагогов-организаторов. Представлен опыт реализации Всероссийского проекта «Разговоры о важном». Показана важность научно-методического сопровождения участников конкурсов педагогического мастерства через доконкурсные и постконкурсные мероприятия. Описан разработанный сценарий проведения семинара-практикума по знакомству педагогов с субъектно-ориентированной технологией Л.В. Байбородовой, состоящей из шести этапов. Обосновано, почему данная методическая система имеет хорошие результаты.

The article summarizes the experience of scientific and methodological support of teachers in the implementation of the subject-oriented approach in the process of students’ extracurricular activities. Its forms are shown: advanced training courses, pedagogical skills competitions, Panoramas of pedagogical experience of class teachers and teacher-organizers, seminars, webinars, master classes, organization of work of creative groups and others. Such a variety of scientific and methodological support of teachers allows taking into account the level of their training, individual psychological characteristics and preferences. During the training, an emphasis is placed on the provision that only in combination with the axiological approach can the subject-oriented approach be effective. During the course training, self-assessment of the formation of the student’s competencies is very important which must be considered in dynamics during the training. For teachers to implement the subject-oriented approach with children, methodologists need to use it during the course training of students, designing, conducting and analyzing methodological events, in particular, the Panorama of the pedagogical experience of class teachers and teacher-organizers. The experience of implementing the All-Russian project “Conversations about the Important” is presented. The importance of scientific and methodological support for participants in pedagogical excellence competitions through pre-competition and post-competition events is shown. The developed scenario for conducting a practical seminar to introduce teachers to L.V. Bayborodova's subject-oriented technology, consisting of six stages, is described. It is proved why this methodological experience has good results.

Биография автора

Ирина Николаевна Васильева, ФГБОУ ВО «Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского», г. Ярославль

аспирант 3 года обучения, учитель, Средняя школа № 21 города Ярославль

Опубликован
2025-04-18
Раздел
5.8.2. Теория и методика обучения и воспитания