Особенности антивитального поведения подростков

Features of anti-vital behavior of adolescents

  • Елена Анатольевна Быкова ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск
  • Екатерина Олеговна Николаева КОУ «Няганская школа – интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, г. Нягань
Ключевые слова: витальность, антивитальность, жизнестойкость, подростковый возраст, факторы антивитального риска

Аннотация

Статья посвящена актуальной проблеме антивитальности и особенностей её проявления у подростков. Определены факторы, повышающие риск антивитального поведения подростков. Представлены результаты экспериментального исследования уровня антивитальности и жизнестойкости подростков в возрасте 15 – 16 лет. Использованы методики: Опросник «Антивитальность и жизнестойкость» О.А. Сагалаковой, Д.В. Труевцева; «Тест витальности» Г.В. Резапкиной. Выявлены уровни антивитальности и жизнестойкости у подростков. Анализ данных показал наличие значительного количества подростков с высоким уровнем антивитальности и низким уровнем жизнестойкости. Выявлен высокий уровень по следующим шкалам: антивитальные мысли и действия, одиночество, недоверчивость, тревожные руминации, склонность к ассоциальному поведению. Своевременное изучение факторов риска и уровня антивитальности и жизнестойкости позволит выстроить профилактическую работу по их нивелированию и гармонизации социально ситуации развития и состояния подростков, а также предотвратить возникновений девиаций.

The article is devoted to the urgent problem of anti-vitality and the peculiarities of its presentation in adolescents. The factors that increase the risk of anti- vital behavior in adolescents have been identified. The results of an experimental study of the level of anti–vitality and resilience of 15-16 aged adolescents are presented. The following methods were used: Questionnaire “Anti-vitality and resilience” by O.A. Sagalakova, D.V. Truevtsev; “Vitality test” by G.V. Rezapkina. Data analysis showed the presence of a significant number of adolescents with a high level of anti-vitality and a low level of resilience. A high level was found on the following scales: anti-vital thoughts and actions, loneliness, distrust, anxious rumination and a tendency to antisocial behavior. Timely study of risk factors and the level of anti-vitality and resilience will make it possible to build preventive work to level them and harmonize the social situation of development and the condition of adolescents as well as prevent the occurrence of deviations.

Биографии авторов

Елена Анатольевна Быкова, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития и педагогической психологии

Екатерина Олеговна Николаева, КОУ «Няганская школа – интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, г. Нягань

педагог-психолог

Опубликован
2025-04-18
Раздел
5.8.2. Теория и методика обучения и воспитания

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)