Проблемы реализации проектного обучения студентов в вузе: компетентностно-деятельностный подход

Problems of implementing project-based student education at a university: a literacy-based approach

  • Марина Владимировна Миронова ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина», г. Екатеринбург
  • Наталья Сергеевна Смолина ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина», г. Екатеринбург
  • Юлия Александровна Токарева ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина», г. Екатеринбург
Ключевые слова: проектная деятельность, студенческая команда, заказчик проекта, куратор проекта

Аннотация

В современной высшей школе одной из актуальных форм обучения, позволяющей, с одной стороны, усилить практико-ориентированную составляющую, с другой, способствовать развитию soft skills – навыков у студентов, является проектная деятельность. Цель данной статьи – анализ проблем, затрудняющих реализацию проектного обучения студентов в вузе. Методологическим основанием выступил компетентностно-деятельностный подход. На примере четырех кейсов, с использованием методов наблюдения и глубинного интервью, продемонстрирован опыт реализации проектного обучения в Уральском федеральном университете в 2023-2024 годах. Особый акцент сделан на функционально-ролевом репертуаре авторов проектного обучения: студенческой команды, заказчика, куратора. Результаты исследования позволили выделить сложности, сопровождающие проектное обучение, связанные с взаимодействием с заказчиком, недостаточной проектной компетентностью кураторов. Отмечены проблемы, возникающие непосредственно в студенческой среде: неготовность к командной работе, низкая мотивация на участие в проектах. Полученные данные свидетельствуют о необходимости развития проектных компетенций преподавателей-кураторов, организации дополнительных форм взаимодействия с заказчиком, а также развитии навыков командной работы у студентов в рамках дисциплин профессионального профиля. Представленные материалы могут быть полезны при планировании проектной деятельности, разработке методических материалов для преподавателей-кураторов, осуществляющих руководство студенческими проектами в вузе.

Биографии авторов

Марина Владимировна Миронова, ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина», г. Екатеринбург

кандидат социологических наук, доцент кафедры социальной работы и управления персоналом

Наталья Сергеевна Смолина, ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина», г. Екатеринбург

кандидат философских наук, доцент кафедры социальной работы и управления персоналом

Юлия Александровна Токарева, ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина», г. Екатеринбург

доктор психологических наук, заведующий кафедрой социальной работы и управления персоналом, профессор, департамент политологии и социологии

Опубликован
2024-12-27
Раздел
5.8.7. Методология и технология профессионального образования