Проблемы реализации проектного обучения студентов в вузе: компетентностно-деятельностный подход
Problems of implementing project-based student education at a university: a literacy-based approach
Аннотация
В современной высшей школе одной из актуальных форм обучения, позволяющей, с одной стороны, усилить практико-ориентированную составляющую, с другой, способствовать развитию soft skills – навыков у студентов, является проектная деятельность. Цель данной статьи – анализ проблем, затрудняющих реализацию проектного обучения студентов в вузе. Методологическим основанием выступил компетентностно-деятельностный подход. На примере четырех кейсов, с использованием методов наблюдения и глубинного интервью, продемонстрирован опыт реализации проектного обучения в Уральском федеральном университете в 2023-2024 годах. Особый акцент сделан на функционально-ролевом репертуаре авторов проектного обучения: студенческой команды, заказчика, куратора. Результаты исследования позволили выделить сложности, сопровождающие проектное обучение, связанные с взаимодействием с заказчиком, недостаточной проектной компетентностью кураторов. Отмечены проблемы, возникающие непосредственно в студенческой среде: неготовность к командной работе, низкая мотивация на участие в проектах. Полученные данные свидетельствуют о необходимости развития проектных компетенций преподавателей-кураторов, организации дополнительных форм взаимодействия с заказчиком, а также развитии навыков командной работы у студентов в рамках дисциплин профессионального профиля. Представленные материалы могут быть полезны при планировании проектной деятельности, разработке методических материалов для преподавателей-кураторов, осуществляющих руководство студенческими проектами в вузе.