Комплекс педагогических условий формирования научно-методологической компетентности аспирантов в образовательном процессе вуза

Pedagogical conditions for the formation of graduate students’ scientific and methodological literacy

  • Дмитрий Владимирович Качалов ФГБОУ ВО «Уральский государственный университет путей сообщения», г. Екатеринбург
Ключевые слова: научно-методологическая компетентность, компоненты научно-методологической компетентности, педагогический интенсив, супервизорская сессия, научный семинар

Аннотация

В статье охарактеризованы возможности формирования научно-методологической компетентности аспирантов, значение которой проецируется на успешное осуществление профессиональной деятельности, сопровождающейся исследовательскими характеристиками; обосновывается необходимость создания педагогических условий; дается содержательное наполнение научно-методологической компетентности на основе анализа научных изысканий, раскрываются сущностные характеристики, входящие в ее структуру компоненты, которые отображают научно-методологический характер.

Актуальность исследуемой проблемы на социальном и научном уровнях обусловлена необходимостью актуализации процесса формирования научно-методологической компетентности аспирантов, запросом на формирования у них научного мышления, готовности обосновывать профессиональную деятельность с позиции научно-методологического подхода и организации исследовательской деятельности на уровне теоретико-методологического подхода. Научно-теоретическая обусловленность актуальности исследуемой проблемы связывается с наличием существующих противоречий, требующих разрешения. В этом аспекте требуется разрешение противоречий между имеющимися исследованиями, раскрывающих сущность и содержание научно-методологической компетентности аспирантов и недостаточным использованием потенциала преподаваемых дисциплин педагогического цикла, обладающих информационной насыщенности методологических положений, отражающих  содержание методологической компетентности; между возможностью формирования научно-методологической компетентности аспирантов и недостаточным уровнем разработанности дидактико-педагогического сопровождения, создающим комплекс педагогических условий, обеспечивающих успешность освоения компонентов формируемой компетентности.

Недостаточная разработанность указанной проблемы, востребованность разрешения существующих противоречий и необходимость поиска комплекса педагогических условий определяют их значимость в формировании данного феномена и оптимально воздействующих на данный процесс, обеспечивая сформированность компонентов данной компетентности.

Биография автора

Дмитрий Владимирович Качалов, ФГБОУ ВО «Уральский государственный университет путей сообщения», г. Екатеринбург

доктор педагогических наук, профессор кафедры иностранных языков и межкультурных коммуникаций

Опубликован
2024-12-27
Раздел
5.8.7. Методология и технология профессионального образования