Комплекс педагогических условий формирования научно-методологической компетентности аспирантов в образовательном процессе вуза
Pedagogical conditions for the formation of graduate students’ scientific and methodological literacy
Аннотация
В статье охарактеризованы возможности формирования научно-методологической компетентности аспирантов, значение которой проецируется на успешное осуществление профессиональной деятельности, сопровождающейся исследовательскими характеристиками; обосновывается необходимость создания педагогических условий; дается содержательное наполнение научно-методологической компетентности на основе анализа научных изысканий, раскрываются сущностные характеристики, входящие в ее структуру компоненты, которые отображают научно-методологический характер.
Актуальность исследуемой проблемы на социальном и научном уровнях обусловлена необходимостью актуализации процесса формирования научно-методологической компетентности аспирантов, запросом на формирования у них научного мышления, готовности обосновывать профессиональную деятельность с позиции научно-методологического подхода и организации исследовательской деятельности на уровне теоретико-методологического подхода. Научно-теоретическая обусловленность актуальности исследуемой проблемы связывается с наличием существующих противоречий, требующих разрешения. В этом аспекте требуется разрешение противоречий между имеющимися исследованиями, раскрывающих сущность и содержание научно-методологической компетентности аспирантов и недостаточным использованием потенциала преподаваемых дисциплин педагогического цикла, обладающих информационной насыщенности методологических положений, отражающих содержание методологической компетентности; между возможностью формирования научно-методологической компетентности аспирантов и недостаточным уровнем разработанности дидактико-педагогического сопровождения, создающим комплекс педагогических условий, обеспечивающих успешность освоения компонентов формируемой компетентности.
Недостаточная разработанность указанной проблемы, востребованность разрешения существующих противоречий и необходимость поиска комплекса педагогических условий определяют их значимость в формировании данного феномена и оптимально воздействующих на данный процесс, обеспечивая сформированность компонентов данной компетентности.