Постановка проблемы исследования «антирефлексии» в управленческой и педагогической деятельности

The research problem of “anti-reflection” in management and pedagogical activity

  • Александр Анатольевич Карпов ФГБОУ ВО «Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова», г. Ярославль
  • Михаил Валерьевич Башкин ФГБОУ ВО «Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова», г. Ярославль
  • Сергей Олегович Присяжнюк ФГБОУ ВО «Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова», г. Ярославль
Ключевые слова: педагогическая деятельность, управленческая деятельность, «антирефлексия», ингибиция, профессиогенез, рефлексия, метакогнитивные процессы, профессионально важные качества (ПВК)

Аннотация

В статье представлены материалы, направленные на раскрытие специфики средств «антирефлексивной» направленности в профессиональной деятельности. Представлены данные исследования рефлексивных и «антирефлексивных» детерминант в управленческой деятельности, в том числе, в рамках ее профессиогенеза и выделения конкретных этапов профессионализации на основе отдельных стажных групп. Отмечены данные о формировании ряда феноменов (эффектов) в деятельности управленческого типа: феномена редукции рефлексивности и феномена «антирефлексивного» пика. Показано, что педагогическая деятельность и деятельность управленческого типа обладают рядом релевантных характеристик, часть из которых может выступить в качестве методологической и методической основы исследования этих же вопросов на материале педагогической деятельности. На этой основе сформулированы положения, отражающие предпосылки реализации эмпирико-экспериментальных процедур, направленных на изучение педагогической «антирефлексии» в его профессиогенетических, деятельностных, феноменологических, стилевых и методических аспектах.

Биографии авторов

Александр Анатольевич Карпов, ФГБОУ ВО «Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова», г. Ярославль

доктор психологических наук, профессор кафедры психологии труда и организационной психологии

Михаил Валерьевич Башкин, ФГБОУ ВО «Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова», г. Ярославль

кандидат психологических наук, профессор кафедры педагогики и педагогической психологии

Сергей Олегович Присяжнюк, ФГБОУ ВО «Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова», г. Ярославль

аспирант кафедры психологии труда и организационной психологии

Опубликован
2024-12-27
Раздел
5.8.7. Методология и технология профессионального образования