Психолого-педагогические доминанты и типология культуры спортивного поведения
Psychological and pedagogical dominants and typology of the sports behavior culture
Аннотация
В статье исследуется понятие «спортивная культура», структура и поливариантный уровень ее функционирования. В связи именно с ее поливариативностью мы предполагаем наличие различных культурных групп в спортивном сообществе. В свою очередь, в рамках каждой группы существует конкретное понимание спортивных ценностей. Спортивные ценностные ориентации в современном обществе включают в себя не только притязания личности, представление каждого о нравственных ценностях, а также готовность человека к действию в соответствии со своими представлениями о моральных нормах и правилах. И спортивное поведение становится своеобразным индикатором принадлежности индивида к какой-либо спортивно-культурной группе. Соответственно, особую актуальность приобретает понимание сущности понятия «культура спортивного поведения». Под культурой спортивного поведения мы понимаем не только спортивный этикет, но и единство внешних факторов, регулирующих действия и поступки индивида и внутренних, отражающих индивидуальные особенности личности. Важным возрастным этапом формирования спортивной культуры по праву считается студенческий возраст. И т.к. спортивная деятельность предполагает сочетание максимального проявления ведущих мотивов с возрастными, типологическими особенностями спортсменов, в данном исследовании нами выделены основные психолого-педагогические доминанты развития культуры спортивного поведения. На основании типизации спортивной культуры, нами были выделены типы культуры спортивного поведения. Именно современное понимание всеми участниками процесса о возможных типах культуры спортивного поведения позволит сделать осознанный выбор направления для коррекции своей индивидуальной спортивной культуры и добиться лучших результатов в своей спортивной деятельности.